Кузнечный инструмент и оборудование
Оборудование мастерских художественной ковки и слесарного искусства
Оборудование, используемое в художественной ковке и слесарном деле, в основном сходно с тем, что применяется в обычной кузнице или слесарной мастерской. Главными компонентами здесь являются горн и наковальня.
Горн
Горн (см. рис.1) должен быть доступен с трех сторон, что особенно важно при работе с крупными изделиями, их укладке и выносе после нагрева. Это ключевое кузнечное устройство должно иметь качественную систему вентиляции. Вспомогательный дымосос будет удобен для удаления продуктов сгорания. При разведение огня в летние месяцы требуется поддерживать хорошую тягу дольше, чем при использовании обычной дымовой трубы, чтобы избежать задымления в мастерской. В таких случаях понадобится и вспомогательный вентилятор.
Наковальня
Вторым важным элементом мастерской художественной ковки является наковальня. Она должна быть надежно установлена либо на жестком чурбане, либо на подушке, помещенной в железную бочку, наполненную песком или глиной (см. рис.2). Основание в любом из случаев должно быть заглублено в почву, чтобы на ковке не происходило колебаний. Для надежной фиксации наковальни на подушке достаточно центрального шипа, так как она держится на подушке за счет силы тяжести. Чтобы уменьшить шум, можно использовать прокладку из твердой резины толщиной около 1 см между наковальней и подушкой. Если наковальня под молотом «прыгает», это означает, что поверхность подушки нуждается в выравнивании.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.1. Кузнечный горн. | Рис.2. Схема установки наковальни. | Рис.3. Кузнечные клещи для нагретого металла с круглыми губками Рис.4. Кузнечные клещи для нагретого металла с прямоугольными губками Рис.5. Кузнечные клещи «волчья пасть» Рис.6. Кузнечные клещи для нагретого металла плоские |
Рабочие инструменты и оснастка
Третьим важным элементом кузнечного инструмента является ручник, весом от 1 до 2,5 кг, в зависимости от физической силы кузнеца. Рукоятка ручника должна быть длиннее 35 см. Для больших работ используется кувалда (молот), весом от 3 до 10 кг с рукоятью длиной 60-80 см, что зависит от массы инструмента. При работе кувалду держат двумя руками. Траектория, по которой движется ручка или кувалда, должна быть округлой, а не прямой. Для работы с нагретым материалом используются клещи. Основной набор клещей предназначен для полосового и круглого материала (см. рис.3-6). Клещи для специализированных задач кузнец изготавливает самостоятельно. Кроме ручников, кувалд и клещей художник должен иметь зубила, скругленные молотки для протягивания (см. рис.7), бородки (см. рис.8), подбойки для высадки и гладилки (см. рис.9-10).
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 7. Молоток для протяжки, скругленный | Рис. 8. Бородки | Рис. 9. Подбойка для ковки уступов Рис. 10. Гладилка |
Рис. 11. Рессорно-пружинный молот фирмы «Аякс» |
Зубила и механический молот
Зубила изготавливаются двух типов: с тонким лезвием для горячей рубки и с более толстым для работы с холодным металлом. Для повышения долговечности лезвия перед рубкой их следует протирать тряпкой, смоченной в масле. В этом случае лезвище не будет зацепляться за металл при ударе кувалдой, в отличие от сухого остриё, которое может застрять. Всё перечисленное оборудование изготавливается двусторонним: верхняя сторона длиннее и незакаленная, нижняя — короче и закалена. В крупных мастерских может быть установлен механический молот, который значительно облегчает труд. Рессорно-пружинный молот, показанный на рис. 11, вполне удовлетворяет маятнику художественной ковки. В больших кузницах иногда устанавливают пневматические молоты, а для особо тяжелых работ применяются фрикционные молоты. Однако для художественной ковки такое оборудование редко используется.
![]() |
Рис. 12. Острогранная оправка |
![]() |
Рис. 17. Наконечник |
![]() |
Рис. 22. Шперак для гибки |
![]() |
Рис. 13. Оправка со скругленными ребрами | ![]() |
Рис. 18—19. Обжимки верхние | ![]() |
Рис. 23. Шперак |
![]() |
Рис. 14. Скругленная оправка | ![]() |
![]() |
Рис. 24. Шперак для засечек | |
![]() |
Рис. 15. Пробойная плита | ![]() |
Рис. 20. Обжимка нижняя | ![]() |
Рис. 25. Формовочная плита |
![]() |
Рис. 16. Подсечка | ![]() |
Рис. 21. Подбойник для заклепок | ![]() |
Рис. 26. Гвоздильня |
Дополнительные инструменты
Этот основной набор инструментария можно дополнить различными оправками (см. рис. 12–14), пробивными плитами (кузнечные пробойницы, см. рис. 15), подсечками (см.16), наконечниками (см. 17) и обжимками (см. 18–20). Кузнец-художник также должен иметь шпераки, которых существует несколько видов (см. 22-24), все они могут оказаться полезными. Важным инструментом является правильная плита, поверхность которой, а также как минимум две смежные грани, должны быть обработаны таким образом, чтобы образовывать между собой прямой угол. В рабочей области также необходимо использовать формовачную плиту (форма) и гвоздильную (см. рис. 25, 26). Эти плиты должны быть установлены в специальный держатель, произведённый из стального проката либо в деревянную подставку. Плиты должны плотно размещаться в своём креплении, так как они часто бывают литые и могут треснуть под ударами кувалды. Рукоятки ручников, кувалд и другого инструмента, используемого в художественной ковке, должны быть качественными во избежание травм. Лучше всего, чтобы они были изготовлены из надежного дерева, например, граба или американского ореха. Рекомендуется также использовать белую акацию, но после сушки она становится очень твердой и более уязвимой.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Рис. 27—30. Чеканы односторонние | ![]() |
Рис. 42. Чекан для насечки | ![]() |
Рис. 47. Чекан для складок |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Рис. 31—39. Чеканы двусторонние | ![]() |
Рис. 43. Чекан для насечки | ![]() |
Рис. 48. Пестик выпуклый |
![]() |
Рис. 40. Гладилка | ![]() ![]() |
Рис. 44—45. Чеканы для складок | ![]() |
Рис. 49. Пестик плоский |
![]() |
Рис. 41. Чекан односторонний натяжной | ![]() |
Рис. 46. Чекан бортовой |
Инструменты для холодной обработки
Для холодной обработки кузнец-художник также должен иметь существенно больше инструментов. К ним относятся, например, инструменты для рифления (накатники), зернения и разгонки, а также различные чеканы (см. 27-49). Их спецификации будут описаны в соответствующих разделах. Для отделочных работ важны наборы разнообразных напильников, шаберов, резцов и чеканочных форм. В мастерской художника желательно иметь современные станки, которые упрощают процесс работы. Поскольку иногда проще просверлить отверстие, чем прошить, мастерская должна быть оборудована вертикально-сверлильным станком. Рычажные ножницы, способные резать даже толстые материалы, также являются необходимыми. Классическую горячую сварку сейчас используют редко, поэтому в мастерской могут использовать установку для газовой сварки. Не помешает и электросварочный аппарат. Изделия художественной ковки должны быть высококачественно обработаны, и в них должен всегда проявляться уровень мастерства. Однако это не означает, что кузнец должен использовать только традиционные методы, перенятые от предшественников, и обрабатывать, к примеру, сварные швы вручную при помощи напильника, не используем так высокооборотные бормашины, применение которых значительно ускоряет процесс. Мастерская художественной ковки должна быть укомплектована не только основными традиционными инструментами, но и современным оборудованием, которое упрощает трудоемкие задачи.
«Художественная ковка и слесарное искусство», Г.Семерак, К.Богман, 1982